Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Белгорода – многопрофильное учреждение, которое работает в образовательной области естественнонаучной направленности, являясь необходимым звеном в системе непрерывного экологического образования обучающихся школ города. Основное предназначение учреждения – реализация дополнительных общеразвивающих программ.
Образовательная деятельность МБУДО «Станция юных натуралистов» г.Белгорода направлена на выполнение следующих функций:
- образовательная;
- воспитательная;
- опытно-исследовательская;
- организационно-методическая;
- информационно-просветительская.
МБУДО «Станция юных натуралистов» г. Белгорода в 2020-2021 учебном году осуществляет образовательную деятельность по двум направленностям:
- Естественнонаучная:(«Любители природы», «Знатоки природы», «Юный натуралист», «Экология городской среды», «Азы экологии», «Архитектура и экология современного города», «Зеленая архитектура», «Юный эколог», «Азбука здоровья», «Мир вокруг нас», «В гостях у природы», «Природа в народном календаре», «Зоология с основами экологии», «Экология города», «Окно в природу», «Биология -мир взаимосвязей», «Тайны природы», «Социальная экология», «Юные исследователи», «Юный эколог», «Юные горожане», «Экологический театр» , «Экологический PR» ,«Азбука экологии», «Флора»)
Цель: стимулирование мотивации детей к познанию основ природных объектов и явлений, развитие экологического самосознания, навыков практической природоохранной деятельности, коммуникативных способностей, организация научно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности учащихся.
Задачи:
— знакомить с общими закономерностями развития природы,
основами экологических взаимодействий её компонентов, способами сохранения и защиты окружающей среды;
— внедрять в образовательный процесс учреждения исследовательскую и проектную деятельность;
— совершенствовать программное обеспечение с целью повышения уровня экологической культуры обучающихся;
— разрабатывать методики исследований, опытов, практических работ и осуществлять их проведение;
— организовывать и проводить эколого-натуралистические мероприятия.
- Художественная:(«Природная мастерская », «Природный калейдоскоп»).
Цель: раскрытие творческого потенциала, развитие эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах творческой деятельности.
Задачи:
— удовлетворять индивидуальные творческие потребности обучающихся;
— развивать способности детей к эстетическому восприятию и переживанию, самореализации и самоопределению, посредством обучения основам изобразительного и прикладного искусства;
— активизировать участие обучающихся в городских, областных, всероссийских и международных выставках, конкурсах детского творчества.
В 2020-2021 учебном году в учреждении организовано обучение в 71 разнопрофильном детском объединении с общим охватом 960 учащихся.
Обучающиеся станции юных натуралистов как субъект образовательной системы представляют собой разновозрастный, разнопрофильный, разноуровневый коллектив.
Количество учащихся в объединениях определяется локальным актом учреждения в зависимости от срока реализации образовательной программы. Оптимальная численность детей в объединениях составляет:
- 12-15 человек для групп первого года обучения;
- 10-12 человек для групп второго года обучения;
- 8-10 человек для групп третьего и последующих лет обучения;
- 1- 5 человек при обучении одаренных и высокомотивированных детей, детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Продолжительность занятий в детских объединениях устанавливается с учётом возрастных особенностей:
— для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут (академический час);
— для детей от 7 до 18 лет – 45 минут (академический час).
На станции юных натуралистов реализуется 26 дополнительных общеразвивающих программ, из них 20 — естественнонаучной направленности. Педагоги работают по авторским и модифицированным образовательным программам, срок реализации которых от 2 месяцев до 2-х лет.
В учебный план текущего учебного года включены 2 образовательные программы в рамках работы с одаренными и высокомотивированными детьми: «Урбоэкология», «Социальная экология»..
По просьбе и письменному заявлению родителей организованы два объединения для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: «Тайны природы» и «Азбука экологии».
Адаптированные дополнительные общеразвивающие программы для детей данных категорий рассчитаны на 144, 72 часа в год.
Два ребенка группы «дети-инвалиды» занимаются а объединениях «Мастерская сувениров», «Окно в природу» инклюзивно. Данные программы рассчитаны на 144 часа в год.
Количество обучающихся, занимающихся в объединениях станции юных натуралистов
Учебные годы | Количество объединений | Количество групп | В них учащихся |
2020-2021 | 26 | 71 | 960 |
Количество обучающихся станции остаётся стабильным на протяжении трех последних лет.
Распределение по годам обучения в 2018-2019 учебном году
- первый год обучения – 57 групп, 786 обучающихся;
- второй год обучения – 14 группа, 174 обучающихся.
Предусмотрено три основных вида занятий: групповые, занятия по подгруппам.